Dofollow

Вокзалы Москвы

29 Мар 2012 | Автор: | Комментариев нет »
Вокзалы Москвы

Вокзалы Москвы

От трех вокзалов вели отсчет тысячекилометровые ленты рельсов и шпал, от них уходили и  к ним  возвращались бесчисленные поезда, на их перронах менялись судьбы людей. Созданные талантом  архитекторов и  инженеров, когда-то они были идеальными, прекрасными внутри и  снаружи,  но сменились столетия – и потоки людей и грузов необратимо переросли их. Любым другим зданиям  после этого предстояло разрушение или вечная спячка исторического памятника. Вот только огромный  город никогда не даст им уснуть, и нет у него сил разрушить их – вокзалы эти плоть от плоти города,  они его нервы и артерии.

Сегодня только лучшая недвижимость, может стать в один ряд с архитектурой вокзалов. Например, известные архитекторы проектировали замечательную гольф недвижимость на Кипре, которую тоже можно смело назвать историческим местом Кипра, так как находится она возле древнейшего монастыря острова.

Строго говоря, первыми железными дорогами Российской империи стали Царскосельская и Варшаво-Венская, но первая из них была слишком миниатюрной, а  вторая, как и  вся Польша, не  совсем  российской. Так что именно с Ленинградского, Ярославского и Казанского – трех вокзалов, составивших  неповторимый ансамбль на пустынном Каланчёвском поле, – началась в XIX столетии история большого  железнодорожного строительства Российской империи, неотделимая от истории Москвы…  На месте нынешней Комсомольской  площади в  начале XIX века находилось никем не востребованное  Каланчёвское поле – луга, болотца, речка и  Красный, он же Великий пруд площадью 23 га, на берегу которого некогда  стоял путевой деревянный дворец царя  Алексея Михайловича. Дворец был с вышкой (по-татарски  – каланчой), потому  поле и прозвали Каланчёвским. Еще там  располагался Новый пушечный двор  –  завод для изготовления пушек и  снарядов. Но при знаменитом московском  пожаре 1812  года загорелся и  завод  с  оружейными складами, взорвавшись  с такой силой, что сотряслась вся восточная часть Москвы. После таких событий  Каланчёвское поле простояло незастроенным до 1840-х, когда пришло время  железных дорог. Вслед за появлением на  Каланчёвке трех вокзалов на этой бывшей глухой окраине Москвы начали строиться привокзальные гостиницы, трактиры и  съестные лавки для пассажиров  и  извозчиков, возводилось множество  сооружений, обслуживавших железные  дороги. Правда, Красный пруд такого  оживления не пережил – постепенно обмелел и зачах, а в начале XX века и вовсе  был засыпан.

Ленинградский вокзал

Этому старейшему из московских вокзалов в августе 2011-го исполнилось 160 лет. Строился вокзал с  1844  по 1849  год, но  самый важный из пробных поездов подкатил к его перрону 18 августа 1851 года.

Москва Ленинградский вокзал

Москва Ленинградский вокзал

Это был небывало роскошный царский  поезд из девяти вагонов, которым следовал сам Николай I – прибывший в Москву  на 25-летие своей коронации вместе с супругой, наследником престола и  многочисленной свитой. Любопытно, что из  соображений безопасности вдоль всего  рельсового пути были расставлены десятки тысяч солдат, а перед особо длинными  мостами император выходил из вагона  и преодолевал мост пешком вслед за поездом. Впрочем, регулярное движение «всенародных» поездов началось чуть позже –  1  ноября 1851-го. Газеты восторгались:

«В этот день произошло открытие для публики железной дороги, соединяющей две  наши столицы – голову и сердце России».

Так что какую из этих дат правильней считать днем рождения вокзала – дело вкуса.

Как и вопрос, называть ли его Ленинградским, Петербургским, Николаевским или  Октябрьским. Ведь все эти имена вокзал  сменил за свою более чем полуторавековую историю!

Хотя начало всему этому было положено  много раньше – 1 февраля 1842 года, когда  Николай I подписал указ о  строительстве  двухпутной казенной железной дороги от  Санкт-Петербурга до Москвы. Причем, как  решил ценивший порядок Николай I, вокзалы в обеих столицах должны были быть  абсолютно одинаковыми, и проектировал  их любимец царя архитектор Константин  Тон  – создатель храма Христа Спасителя  и Кремлевского дворца.

Основной проблемой в  Москве оказался выбор места для строительства  вокзала. От двух первых вариантов  – на  Трубной площади и  у Тверской заставы – городское начальство отказалось по  причине «адского шума» поездов и  угрозы пожаров из-за искр, вырывавшихся из  паровозных труб. В итоге самым безопасным местом было признано пустующее  Каланчёвское поле на тогдашней окраине  Первопрестольной.

 

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Вокзалы Москвы".

Войти, чтобы написать отзыв.

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

dima911@yandex.ru

О сайте

Строительство, ремонт и дизайн интерьера