Dofollow

История Витражей

24 Апр 2012 | Автор: | комментария 2 »
витраж

витраж

Серьезные новшества в технику витража вносит Х век – появляется способ изготовления тонкого листового стекла, который позволил получать куски большого размера.

Вырезанные фигурные кусочки листового стекла стали соединять свинцовым переплетом. При этом постепенно произошло разделение мастеров стекольщиков и мастеров витражистов, что привело к повышению качества продукции тех и других.

Купить декоративные панели можно у нас!!!

Бенедиктинский монах Теофил из Гельмерсгаузенского монастыря в своем трактате XII века писал, что витражисты сначала переносили эскиз на деревянные панели в натуральных размерах витража. Затем на этот рисунок наносились контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами. Затем неокрашенное стекло разрезали в соответствии с эскизом и окрашивали. Как только окраска всех фрагментов стекла завершалась, их обжигали в печи. Благодаря этому краска (она состояла из толченого стекла с металлическими пигментами) фиксировалась на гладкой поверхности стекла. При правильном обжиге роспись могла сохраняться веками даже под открытым небом.

витраж

витраж

Как свидетельствует тот же Теофил, свинцовые переплеты изготавливали так.

Сперва в деревянных или железных формах отливали свинцовые стерженьки. Их расплющивали в полоски и этими полосками обертывали края заранее нарезанных и точно пригнанных друг к другу кусков стекла. Затем соприкасавшиеся перемычки спаивались сплавом олова со свинцом.

Из трактата Теофила видно, что уже в его время техника изготовления витражей достигла совершенства, что дало возможность использовать в витражах исключительные декоративные свойства стекла.

Витраж готического собора представлял собой вертикальные – во всю часто головокружительную высоту окон– ряды медальонов различной формы: круглых, четырехугольных, овальных. Эти медальоны, в которых вписывались изображения, окаймлялись богатым узором из цветов, листьев, лент или геометрических фигур.

витраж

витраж

К середине XII века начался процесс «растворения» храмовых стен – размеры окон неуклонно росли. В итоге стены, по существу, стали каркасами для окон.

Огромные окна соборов во французских Бурже, Суассоне, Шартре и в английском Кентербери украшены пластинами цветного стекла, образующими целые повествования, эпизоды которых создавали единую структуру. Чуть ли не идеальный образец такого «лучистого» стиля – готическая часовня Сен Шапель в Париже, строительство которой началось в 1239 году. Ажурные окна тут целиком заполнили проемы между несущими конструкциями, авитражи включают сотни сцен от сотворения мира до прибытия в Париж процессии со священными реликвиями Страстей Христовых, которые приобрел для Сен Шапель король Людовик IX.

витраж

витраж

Чтобы получить представление обо всем богатстве палитры цветных стекол, применявшихся в XI–XIII веках для витражей, приведем свидетельство знатока витражного искусства, французского архитектора XIX столетия Виоле ле Дюка. По его словам, обычными цветами считались синий, желтый, красный, зеленый, пурпурный, белый; редкими были темно зеленый теплый и красновато коричневый с золотистым отливом; причем все обычные цвета имели по три четыре оттенка. Белое или бесцветное стекло также имело несколько оттенков – желтоватый неяркий, зеленоватый, цвет морской воды, перламутровый. Свет, проходя внутрь храмов сквозь такие стекла, создавал поразительно красочные эффекты.

витраж

витраж

Витражи готических соборов обычно представляют собой религиозные картины, которые должны были воздействовать на массы верующих, отрешая их от влияния внешнего мира и создавая особое, мистическое настроение. Но когда возведение грандиозных общественных сооружений было делом всего города и его ремесленных цехов, в витражах встречаются и реалистические сюжеты. В соборах Амьена, Бурже, Шартра, Сомюра вместе с основной религиозной тематикой можно увидеть сюжеты, рассказывающие о деловой жизни города. Мы видим сапожников за работой, каменщиков, возводящих здания, архитекторов, чертящих планы построек… Эти небольшие сюжеты обычно помещались в нижней части витража и интересны тем, что они отображают повседневную жизнь средневекового города. Как правило, эти росписи приносились в дар храмам от соответствующих ремесленных цехов.

Другие статьи категории "окна и двери":

Комментарии к записи " История Витражей"

Посмотреть последние комментарии
  1. мы были в прошлом году в Испании вот это там витражы… всем витражам витражи… В России виражи почему то не очень часто встречаются.. хотя есть любопытные экспонаты!

  2. Почему же у нас в Казанском соборе в Волгоград, очень впечатляющие витражи! Мне к примеру очень нравятся Венецианские витражи.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "История Витражей".

Войти, чтобы написать отзыв.

Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

dima911@yandex.ru

О сайте

Строительство, ремонт и дизайн интерьера