Ярославский вокзал. Dofollow

История создания Ярославского вокзала

30 Мар 2012 | Автор: | Комментариев нет »
Ярославский вокзал

Ярославского вокзала

В гордом одиночестве Николаевский вокзал простоял на Каланчёвском поле недолго. Уже в 1862 году рядом с ним появился вокзал Московско-Троицкой железной дороги – маленький и скромный в сравнении со своим царственным собратом. Ну так и сама дорога заметно уступала Николаевской – до 1870 года ее поезда ходили лишь до Троице-Сергиева Посада.

А существованием своим и вокзал, и дорогаобязаны профессору Императорского Московского университета Фёдору Чижову.

История ярославского вокзала

Фёдор Чижов

Увлеченный идеями железнодорожного строительства, в середине 1850-х он решил лично способствовать устройству путей сообщения между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом. Планировалось строительство «образцово-показательной паровозной железной дороги» – исключительно на русские капиталы и силами русских инженеров и рабочих. Основными компаньонами Чижова стали Иван Мамонтов (отец знаменитого предпринимателя Саввы Мамонтова) и инженер-генералмайор Андрей Дельвиг. При этом для начала работ требовалось разрешение от правительства – но государственные чиновники и даже компаньоны сомневались в коммерческой целесообразности всей затеи и особенно в том, что новая дорога соберет достаточно пассажиров.

Выход из ситуации нашелся довольно неожиданный. Профессор Чижов нанял компанию студентов, и они в течение двух месяцев круглосуточно переписывали всех следовавших по Ярославскому шоссе. Выяснилось, что этим путем «в разных экипажах, от карет и дилижансов до телег, проезжает более 150 000 человек и перевозится до 4 миллионов пудов клади в год, и это не считая примерно 500 000 паломников в Троице-Сергиеву Лавру». Подключились к дискуссии и газеты, писавшие, что с постройкой дороги число паломников сильно возрастет, а в селениях вдоль дороги «разведутся огороды и скотные дворы, потому как доставка огородных овощей и масла будет стоить безделицу по сравнению с гужевой».

Так или иначе, в 1858 году было получено высочайшее разрешение, в мае 1859-го учреждено Общество Московско-Троицкой железной дороги, а весной 1860-го приступили к укладке рельсов от Сергиева Посада. Ежедневное движение поездов было торжественно открыто 18 августа 1862 года. Затем железнодорожную магистраль решили продлить до Ярославля – регулярное движение на этом направлении началось 18 февраля 1870 года. Дорога при этом была переименована в Московско-Ярославскую.

Тягомеры под заказ доступны на сайте саранского приборостроительного завода. Подробнее о нём и его производстве Вы сможете узнать на сайте www.saranskpribor.ru.

Ярославский вокзал шехтеля

Ярославский вокзал

Что же касается самого вокзала, то возводил его петербургский архитектор Роман Кузьмин. Двухэтажное белое здание, законченное в 1862-м, получилось изящным и строгим – и благополучно простояло до начала XX века, когда в Российской империи вовсю шло масштабное железнодорожное строительство. К тому времени дорога от Ярославля дотянулась до Архангельска, к ней были присоединены другие дороги – грузопассажирский поток на северном направлении возрос многократно, и старый вокзал с ним уже явно не справлялся. В 1900 году дорога перешла в собственность казны, и была предпринята небольшая перепланировка вокзалас достройкой второго этажа – площадь здания выросла 490 м2 , но проблему это никоим образом не решило. Министерство путей сообщения коренную перестройку пассажирского зала поручило архитектору Льву Кекушеву – а затем для корректировки его проекта был приглашен Фёдор Шехтель, только что удостоенный звания академика архитектуры за русские павильоны на Международной выставке в Глазго 1901 года.

Ярославский вокзал история

Фёдор Шехтель

Вместо корректировки получился проект совершенно нового вокзала – в чарующем стиле северно-русского модерна. Проект Шехтеля пришелся по вкусу всем, включая императора Николая II. Впрочем, кое-что в здании вокзала сохранилось и от проекта Кекушева. Это гигантские колонны-опоры из лабрадора – на них держится часть второго этажа, когда-то нависавшая над перроном, а сейчас вписанная в зал ожидания.

Возведение нового вокзала, включающего в себя объемы старого здания, началось весной 1902 года. В первую очередь перестраивались корпус прибытия и боковые крылья, затем вестибюль. Шехтель широко применял новейшие строительные материалы – металлоконструкции и железобетон. При этом характерное для древнерусского зодчества объединение в одно целое разных по размерам строений позволило объем главного пассажирского зала соединить с вестибюлем и аванзалом, что обеспечивало свободный проход к платформам.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Облик здания получился нарядным, неповторимо-причудливым – и незабываемым. Формы здания плавны, обобщенны, перетекают друг в друга в динамической асимметрии и создают явственно ощущаемый былинно-эпический настрой. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля с венчающим ее гребнем, широкий пояс-фриз из мерцающей зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с полукруглыми пилонами-башенками по бокам и килем-козырьком.

А в глубокой нише фронтона под этим козырьком располагались рельефные символы трех великих городов, которые связала Ярославская (Северная) железная дорога: герб Москвы – Георгий Победоносец, герб Ярославля – медведь с секирой, герб Архангельска – побеждающий дьявола архангел Михаил

История ярославского вокзала

герб Ярославля – медведь с секирой

В интерьерах все было спроектировано в едином с архитектурой здания стиле русского модерна – светильники, скамьи, киоски, телефонные будки. Прекрасным дополнением к архитектуре Шехтеля стали живописные панно Константина Коровина на тему Русского Севера, украсившие фриз интерьера центрального зала.

Ярославский вокзал в Москве шехтель

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал был закончен в 1904 году, хотя некоторые работы продолжались до 1907-го. Замысел архитектора воплотился полностью – но впереди вокзал ожидала долгая эпоха послереволюционных изменений…

 



Смотрите также:

Здесь вы можете написать комментарий к записи "История создания Ярославского вокзала".

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

dima911@yandex.ru

О сайте

Строительство, ремонт и дизайн интерьера