Dofollow

История создания Ярославского вокзала

30 Мар 2012 | Автор: | Комментариев нет »
Ярославского вокзала

Ярославского вокзала

В гордом одиночестве Николаевский  вокзал простоял на Каланчёвском поле недолго. Уже в 1862 году рядом с ним появился вокзал Московско-Троицкой железной  дороги – маленький и скромный в сравнении со своим царственным собратом. Ну  так и сама дорога заметно уступала Николаевской – до 1870 года ее поезда ходили  лишь до Троице-Сергиева Посада.

А существованием своим и вокзал, и дорогаобязаны профессору Императорского  Московского университета Фёдору Чижову.

Фёдор Чижов

Фёдор Чижов

Увлеченный идеями железнодорожного строительства, в середине 1850-х он  решил лично способствовать устройству  путей сообщения между Москвой и  Троице-Сергиевым Посадом. Планировалось  строительство «образцово-показательной  паровозной железной дороги» – исключительно на русские капиталы и силами русских инженеров и  рабочих. Основными  компаньонами Чижова стали Иван Мамонтов (отец знаменитого предпринимателя  Саввы Мамонтова) и  инженер-генералмайор Андрей Дельвиг. При этом для  начала работ требовалось разрешение  от правительства  – но государственные  чиновники и  даже компаньоны сомневались в  коммерческой целесообразности  всей затеи и  особенно в  том, что новая  дорога соберет достаточно пассажиров.

Выход из ситуации нашелся довольно  неожиданный. Профессор Чижов нанял  компанию студентов, и они в течение двух  месяцев круглосуточно переписывали  всех следовавших по Ярославскому шоссе. Выяснилось, что этим путем «в разных  экипажах, от карет и дилижансов до телег,  проезжает более 150 000 человек и перевозится до 4 миллионов пудов клади в год,  и это не считая примерно 500 000 паломников в Троице-Сергиеву Лавру». Подключились к  дискуссии и  газеты, писавшие,  что с постройкой дороги число паломников сильно возрастет, а в селениях вдоль  дороги «разведутся огороды и  скотные  дворы, потому как доставка огородных  овощей и масла будет стоить безделицу по  сравнению с гужевой».

Так или иначе, в  1858  году было получено высочайшее разрешение, в  мае  1859-го учреждено Общество Московско-Троицкой железной дороги, а  весной  1860-го приступили к  укладке рельсов  от Сергиева Посада. Ежедневное движение поездов было торжественно открыто  18  августа 1862  года. Затем железнодорожную магистраль решили продлить  до Ярославля  – регулярное движение на  этом направлении началось 18  февраля  1870 года. Дорога при этом была переименована в Московско-Ярославскую.

Тягомеры под заказ доступны на сайте саранского приборостроительного завода. Подробнее о нём и его производстве Вы сможете узнать на сайте www.saranskpribor.ru.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Что же касается самого вокзала, то возводил его петербургский архитектор Роман Кузьмин. Двухэтажное белое здание, законченное в 1862-м, получилось изящным  и строгим – и благополучно простояло до  начала XX века, когда в Российской империи  вовсю шло масштабное железнодорожное  строительство. К  тому времени дорога от  Ярославля дотянулась до Архангельска,  к  ней были присоединены другие дороги  – грузопассажирский поток на северном направлении возрос многократно,  и старый вокзал с ним уже явно не справлялся. В 1900  году дорога перешла в собственность казны, и  была предпринята  небольшая перепланировка вокзалас достройкой второго этажа – площадь здания  выросла 490 м2 , но проблему это никоим  образом не решило. Министерство путей  сообщения коренную перестройку пассажирского зала поручило архитектору Льву  Кекушеву – а затем для корректировки его  проекта был приглашен Фёдор Шехтель,  только что удостоенный звания академика  архитектуры за русские павильоны на Международной выставке в  Глазго 1901  года.

Фёдор Шехтель

Фёдор Шехтель

Вместо корректировки получился проект  совершенно нового вокзала – в чарующем  стиле северно-русского модерна. Проект  Шехтеля пришелся по вкусу всем, включая  императора Николая II. Впрочем, кое-что  в  здании вокзала сохранилось и  от проекта Кекушева. Это гигантские колонны-опоры из лабрадора  – на них держится  часть второго этажа, когда-то нависавшая  над перроном, а  сейчас вписанная в  зал  ожидания.

Возведение нового вокзала, включающего в себя объемы старого здания, началось весной 1902 года. В первую очередь  перестраивались корпус прибытия и  боковые крылья, затем вестибюль. Шехтель  широко применял новейшие строительные материалы  – металлоконструкции  и  железобетон. При этом характерное  для древнерусского зодчества объединение в  одно целое разных по размерам  строений позволило объем главного пассажирского зала соединить с вестибюлем  и аванзалом, что обеспечивало свободный  проход к платформам.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Облик здания получился нарядным,  неповторимо-причудливым – и незабываемым. Формы здания плавны, обобщенны,  перетекают друг в  друга в  динамической  асимметрии и создают явственно ощущаемый былинно-эпический настрой. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля  с  венчающим ее гребнем, широкий пояс-фриз из мерцающей зелено-коричневой  глазурованной плитки, майоликовые  вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка  вестибюля с  полукруглыми пилонами-башенками по бокам и килем-козырьком.

А  в  глубокой нише фронтона под этим  козырьком располагались рельефные  символы трех великих городов, которые  связала Ярославская (Северная) железная  дорога: герб Москвы – Георгий Победоносец, герб Ярославля – медведь с секиройгерб Архангельска – побеждающий дьявола архангел Михаил

герб Ярославля – медведь с секирой

герб Ярославля – медведь с секирой

В интерьерах все было спроектировано в едином с архитектурой здания стиле  русского модерна  – светильники, скамьи,  киоски, телефонные будки. Прекрасным  дополнением к  архитектуре Шехтеля стали живописные панно Константина Коровина на тему Русского Севера, украсившие  фриз интерьера центрального зала.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал был закончен  в  1904  году, хотя некоторые работы продолжались до 1907-го. Замысел архитектора воплотился полностью – но впереди  вокзал ожидала долгая эпоха послереволюционных изменений…

 

Здесь вы можете написать комментарий к записи "История создания Ярославского вокзала".

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Twitter-новости
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

dima911@yandex.ru

О сайте

Строительство, ремонт и дизайн интерьера